от 19.09.2014 № 90
Об утверждении порядка мониторинга системы теплоснабжения, положения об оперативно-диспетчерском управлении в системе теплоснабжения, перечня потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду 2014/2015 гг., перечня теплоснабжающих и теплосетевых организаций осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского район
В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»
постановляю:
1. Утвердить Порядок мониторинга системы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района (Приложение № 1).
2. Утвердить Положение об оперативно-диспетчерском управлении в системе теплоснабжения муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района (Приложение № 2).
3. Утвердить перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду 2014/2015 гг. на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района (Приложение № 3).
4. Утвердить перечень теплоснабжающих и теплосетевых организаций. осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района (Приложение № 4).
5. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района по адресу www. tumanadm.ru. в сети Интернет и направить руководителям предприятиям и организациям, находящимся на территории гп Туманный.
6. Постановление от 14.10.2013 года № 72 считать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации
гп Туманный Кольского района Н.И. Хватова
Приложение № 1
к постановлению администрации
гп Туманный Кольского района
от 19.09.2014 года № 90
П О Р Я Д О К
мониторинга системы теплоснабжения муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района
1. Общие положения и требования
1.1. Настоящий Порядок определяет взаимодействие администрации г.п.Туманный Кольского района, теплоснабжающих и теплосетевых организаций при создании и функционировании системы мониторинга теплоснабжения.
Система мониторинга состояния системы теплоснабжения – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей (далее – система мониторинга).
Создание системы мониторинга состояния системы теплоснабжения является одним из мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства п.Туманный.
Целями создания и функционирования системы мониторинга теплоснабжения являются повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, снижение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ посредством реализации мероприятий по предупреждению, предотвращению, выявлению и ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства п.Туманный.
2. Основные задачи системы мониторинга
2.1. Система мониторинга включает в себя:
- Систему сбора данных;
- Систему хранения, обработки и представления данных;
- Систему анализа и выдачи информации для принятия решения.
Основными задачами системы мониторинга являются:
-сбор, обработка и анализ данных о состоянии объектов теплоснабжения, статистических данных об аварийности на системах теплоснабжения и проводимых на них ремонтных работ;
-оптимизация процесса составления планов проведения ремонтных работ на теплосетях;
-эффективное планирование выделения финансовых средств на содержание и проведения ремонтных работ на теплосетях.
2.2. Функционирование системы мониторинга осуществляется на объектовом и муниципальном уровнях.
На муниципальном уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляет глава администрации городского поселения Туманный.
На объектовом уровне организационно-методическое руководство и координацию деятельности системы мониторинга осуществляет организация эксплуатирующие системы теплоснабжения.
На объекте теплоснабжения г.п.Туманный - тепловые сети мониторинг систем теплоснабжения осуществляется службами, осуществляющими эксплуатацию объектов.
Дежурно-диспетчерские службы предприятия обязаны осуществлять своевременную передачу сообщений об инцидентах и авариях главному диспетчеру - главе администрации г.п.Туманный для своевременного принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Сбор данных
Для осуществления сбора данных о состоянии системы теплоснабжения городского поселения Туманный на предприятиях, на обслуживании которых находятся электрокотельная п.Туманный и тепловые сети, назначается лицо, ответственное за сбор, хранение, обработку и предоставление данных в администрацию.
Сбор, хранение и обработка данных осуществляется на бумажных и электронных носителях.
Сбор и анализ информации состояния систем теплоснабжения на предприятиях осуществляется в соответствии с инструкциями:
1. По эксплуатации оборудования системы теплоснабжения и тепловых сетей;
2. По ликвидации аварий на оборудовании системы теплоснабжения и тепловых сетях.
В соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования системы теплоснабжения и тепловых сетей п. Туманный, на предприятиях ведется:
1.1. штатный журнал повреждений и осмотров дежурным персоналом с кодировками характеристик состояния оборудования и трубопроводов на бумажном и электронном носителе.
1. 2. паспортная база данных технологического оборудования и тепловых сетей и мониторинг изменений паспортных данных оборудования и тепловых сетей.
1.3. журнал учета проверок состояния оборудования и трубопроводов системы теплоснабжения.
В систему сбора данных на предприятиях вносятся данные по проведенным ремонтам и сведения, накапливаемые эксплуатационным персоналом.
Предприятием, обслуживающим тепловые сети п.Туманный, собирается следующая информация:
паспортная база данных технологического оборудования прокладок тепловых сетей;
расположение смежных коммуникаций в 5-ти метровой зоне вдоль прокладки теплосети, схема дренажных и канализационных сетей;
исполнительная документация в электронном виде;
Сбор данных организуется на бумажных носителях и затем передается в администрацию. Специалист администрации, ответственный за сбор и хранение данных вводит в базу данных администрации г.п. Туманный Кольского района.
Анализ данных по тепловым сетям для администрации производится специалистами предприятия, на обслуживании которого находятся тепловые сети.
Анализ проводится на основании записей в журнале повреждений и осмотров предприятием. На основании анализа и паспортной базы данных технологического оборудования и тепловых сетей предприятие ежегодно не позднее чем за месяц до окончания подает заявку в администрацию г.п.Туманный Кольского района на капремонт и замену технологического оборудования и тепловых сетей.
На основе анализа базы данных и заявки предприятия главой администрации г.п. Туманный Кольского района принимается соответствующее решение.
4. Хранение, обработка и представления данных
Единая база данных администрации городского поселения Туманный Кольского района хранится и обрабатывается в формате электронных таблиц.
Документация по эксплуатации оборудования систем теплоснабжения хранятся на предприятиях, в соответствии с разработанными инструкциями.
Персонал предприятий ответственный за сбор, анализ и представление данных, ежегодно не позднее чем за месяц до окончания отопительного периода передает результаты анализа работы системы теплоснабжения обслуживаемого объекта, подписанные руководителем предприятия, в администрацию.
Информация предоставляется в администрацию на бумажных и электронных носителях.
Одновременно с результатами анализа системы теплоснабжения за предыдущий отопительный период предприятия, эксплуатирующие системы теплоснабжения г.п.Туманный, представляют в администрацию планы проведения профилактических и ремонтных работ.
Глава администрации городского поселения Туманный Кольского района проводит анализ представленных результатов анализа работы систем теплоснабжения обслуживаемых объектов за предыдущий отопительный период и планов проведения профилактических и ремонтных работ.
Основная задача персонала предприятий, обслуживающего системы теплоснабжения г.п. Туманный своевременно передавать данные о всех изменениях, происходящие на оборудовании и тепловых сетях.
5. Анализ и выдача информации для принятия решения
Системы анализа и выдачи информации по системам теплоснабжения направлена на решение задачи оптимизации планов ремонта на основе выбора оборудования и тепловых сетей, имеющих наибольший износ и повреждения, исходя из заданного объема финансирования.
Основным источником информации для статистической обработки данных являются результаты представленные предприятиями по результатам прохождения отопительного периода, паспортные данные оборудования и тепловых сетей, а также результаты опрессовки в ремонтный период, которая применяется как основной метод диагностики и планирования ремонтов и перекладок тепловых сетей.
Данные мониторинга накладываются на актуальные паспортные характеристики объекта в целях выявления истинного состояние объекта, исключения ложной информации и принятия оптимального управленческого решения.
Приложение № 2
к постановлению администрации
гп Туманный Кольского района
от 19.09.2014 года № 90
ПОЛОЖЕНИЕ
об оперативно-диспетчерском управлении в системе теплоснабжения муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района с учетом оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования;
устанавливает порядок управления, взаимодействия и обмена информацией в целях обеспечения надёжного теплоснабжения, оперативного контроля и принятия необходимых мер по предупреждению, ликвидации технологических нарушений и их последствий в системах теплоснабжения.
Оперативно-диспетчерское управление в системе теплоснабжения муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района осуществляется ЕДДС муниципального образования.
ЕДДС муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует с дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) теплоснабжающих и теплосетевых организаций на территории муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о технологических нарушениях (авариях), чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС) (происшествиях) и совместных действий при ликвидации аварийных ситуаций, угрозы возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Оперативно-диспетчерское управление в системе теплоснабжения муниципального образования предназначено для приема и передачи сообщений о технологических нарушениях (авариях), ЧС (происшествиях) от теплоснабжающих организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оповещения населения о технологических нарушениях (авариях), об угрозе возникновения или возникновении ЧС(происшествий).
Общее руководство оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования осуществляет глава администрации городского поселения Туманный, непосредственное – председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городского поселения Туманный, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
ЕДДС муниципального образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами правительства Мурманской области, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии оперативных диспетчерских служб, схемами тепловых сетей на территории муниципального образования, настоящим Положением, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
ЕДДС муниципального образования в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с диспетчерскими службами субъектов теплоэнергетики, диспетчерской службой Кольского района и подразделениями органов государственной власти.
Основные задачи ЕДДС муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения
ЕДДС муниципального образования в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования выполняет следующие основные задачи:
Основные функции ЕДДС в области оперативно-диспетчерского
управления в системе теплоснабжения городское поселение Туманный Кольского района
На ЕДДС муниципального образования в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования возлагаются следующие основные функции:
Порядок работы ЕДДС муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения
Под оперативной ликвидацией аварии следует понимать отделение поврежденного оборудования (участка сети) от энергосистем, устранение опасности для обслуживающего персонала и оборудования, не затронутого аварией, предотвращение развития аварии и восстановление в кратчайший срок теплоснабжения потребителей и качества тепловой энергии.
Настоящий Порядок определяет основные правила сбора и обмена информацией о нарушениях теплоснабжения потребителей и ходе ликвидации их последствий (далее - информация), а также организации управления в системе теплоснабжения муниципального образования.
Сбор и обмен информацией осуществляется в целях принятия мер по своевременной ликвидации аварий на теплосетях, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями на объектах теплоснабжения.
Информация должна содержать сведения о нарушениях теплоснабжения потребителей и ходе ликвидации их последствий в соответствии с Критериями аварий, нештатных и чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения (приложение № 1) и макетом оперативного донесения о нарушениях теплоснабжения потребителей и проведении аварийно-восстановительных работ (приложение № 2).
ЕДДС администрации городского поселения Туманный Кольского района осуществляет сбор и обмен информацией в области теплоснабжения, через ДДС теплосетевой организации. Информация представляется немедленно по факту нарушения, далее через каждые три часа от начала аварии и по завершении аварийно-восстановительных работ.
Ведение оперативных переговоров и записей в оперативно-технической документации должно производиться в соответствии с инструкциями, указаниями и распоряжениями с применением единой общепринятой терминологией.
Управление режимами работы объектов оперативно-диспетчерского управления должно осуществляться в соответствии с заданным диспетчерским графиком объектов теплоэнергетики. Регулирование параметров тепловых сетей должно обеспечивать поддержание заданного давления и температуры теплоносителя в контрольных пунктах.
Порядок взаимодействия ЕДДС муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования с ДДС субъектов теплоэнергетики
Порядок взаимодействия ЕДДС муниципального образования и ДДС субъектов теплоэнергетики определяется нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях).
Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением, и получения необходимой информации ЕДДС городского поселения Туманный Кольского района в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования взаимодействует с ДДС субъектов теплоэнергетики на территории муниципального образования, с ответственными лицами за теплохозяйство других предприятий, учреждений и организаций муниципального образования.
Обмен информацией ведется в соответствии с инструкцией о порядке ведения оперативных переговоров и записей (приложение № 3).
Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС муниципального образования в области оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования
Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС муниципального образования должен знать:
схемы тепловых сетей на территории муниципального образования;
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические и нормативные материалы;
должности и фамилии руководящего состава системы безопасности муниципального образования и телефоны аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в муниципальном образовании;
организацию системы дежурно-диспетчерских служб субъектов теплоэнергетики;
зоны территориальной ответственности дежурно-диспетчерских служб субъектов теплоэнергетики в муниципальном образовании;
риски возникновения аварийных ситуаций (ЧС), характерные для теплосетей на территории городского поселения Туманный Кольского района;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения;
порядок информационного обмена.
Приложение № 1
к положению об оперативно-диспетчерском
управлении в системе теплоснабжения
Критерии
аварий, нештатных и чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения
2.1. Прекращение теплоснабжения населения городского поселения Туманный Кольского района продолжительностью:
свыше 4 часов при отрицательных температурах наружного воздуха;
свыше 12 часов при положительных температурах наружного воздуха.
2.2. Общее снижение более чем на 50 % отпуска тепловой энергии
потребителям городского поселения Туманный Кольского района продолжительностью:
свыше 12 часов и более при отрицательных температурах наружного воздуха;
свыше 24 часов и более при положительных температурах наружного воздуха.
Приложение № 2
к положению об оперативно-диспетчерском
управлении в системе теплоснабжения
Макет оперативного донесения
о нарушениях теплоснабжения потребителей и проведении аварийно-восстановительных работ
№№ п/п |
Наименование |
Информация |
1. |
Городское поселение Туманный Кольского района |
|
2. |
Дата и время возникновения нарушения |
|
3. |
Место нарушения (наименование объекта, участка тепловой сети) с указанием эксплуатирующей организации |
|
4. |
Причина нарушения |
|
5. |
Характер повреждений |
|
6. |
Количество потребителей, попавших под ограничение, в том числе: зданий и сооружений (в т. ч. жилых); социально значимых объектов; население; объекты жизнеобеспечения |
|
7. |
Зафиксирован ли несчастный случаи со смертельным исходом на объекте геплоснабжения |
|
8. |
Произошло ли снижение температуры теплоносителя (с указанием сниженных параметров) |
|
9. |
Дефицит (или резерв) мощности, Гкал/час; м3/сут. |
|
10. |
Температура наружного воздуха на момент возникновения нарушения, прогноз на время устранения |
|
11. |
Принимаемые меры по восстановлению теплоснабжения потребителей (в т. ч. с указанием количества бригад и их численности, техники). Необходимость привлечения сторонних организаций для устранения нарушения |
|
12. |
Проводилось ли заседание КЧС и ОПБ (копия протокола) |
|
13. |
Планируемые дата и время завершения работ |
|
14. |
Контактная информация лица, ответственного за проведение аварийно-восстановительных работ |
|
Примечание - Информация направляется немедленно но факту нарушения, далее через каждые три часа и по завершении аварийно-восстановительных работ.
Приложение № 3
к положению об оперативно-диспетчерском
управлении в системе теплоснабжения
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения оперативных переговоров и записей
1.1. Оперативные переговоры начинаются с взаимного сообщения объекта и фамилии.
1.2. Оперативный дежурный, получивший сообщение должен дать подтверждение о том, что сообщение понято правильно.
1.3. Все оперативные переговоры с диспетчерами тепловых сетей должны фиксироваться в оперативном журнале.
2.1. Оперативный журнал является основным оперативным документом оперативного дежурного, должен постоянно находиться на месте дежурства.
2.2. Записи в журнале должны быть краткими и четкими, без помарок и подчисток. Ошибочно сделанная запись берется в скобки, зачеркивается тонкой чертой так, чтобы ее можно было прочесть, и подписывается лицом, допустившим ошибку.
2.3. Дежурному запрещается писать между строчек или оставлять незаполненные строчки.
2.4. Все записи в журнале должны производиться в хронологической последовательности с указанием времени и даты.
2.5. Оперативно-диспетчерский персонал, должен записать в оперативный журнал информацию в следующем объеме:
о факте технологического нарушения (аварии);
о принятых мерах по восстановлению технологического нарушения (ликвидации аварии), привлеченных силах и средствах;
о предупреждении метеослужбы о приближающихся стихийных явлениях: гроза, ураган, резкое понижение температуры, затопление и т.д.
2.6. В оперативной документации рекомендуется применять следующие сокращенные письменные обозначения:
ЭК - электрокотельная;
ВК - водогрейный котел;
- ТК - тепловая камера;
- ТУ - тепловой узел;
- Т/С - тепловая сеть;
- ПТс - подающий трубопровод теплосети;
- ОТс - обратный трубопровод тепловой сети;
- ГВС - горячее водоснабжение;
- Задв. - задвижка;
- Вент. - вентиль;
- ТП - Тепловой пункт;
- ДТС - диспетчер тепловой сети;
- СО - система отопления;
- СГВС - система горячего водоснабжения;
- НО - насос отопления;
- НГВС - насос горячего водоснабжения;
Примечание: слова «включен», «отключен», «проверено», «установлено» сокращать запрещается.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.