Об утверждении Порядка расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района

10 от 22.01.2024
Скачать (42.9 Кб)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация городского поселения Туманный
Кольского района

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

гп Туманный

от 22.01.2024 № 10

Об утверждении Порядка расчёта ущерба при незаконных рубках,

повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный

Кольского района

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, «Правилами благоустройства территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района» от 31.10.2017 № 264 , администрация городского поселения Туманный

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить Порядок расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района далее (Порядок).

2.Определить ответственным за достоверность проведенных в соответствии с Порядком расчетов отдел бухгалтерского учета.

3.За незаконную рубку, повреждение и уничтожение зеленых насаждений применяется ответственность в соответствии с действующим законодательством. Применение видов ответственности не освобождает от возмещения причиненного ущерба.

4.В каждом случае, когда сумма причинённого ущерба, рассчитанного в соответствии с Порядком превышает 5 тыс. руб., материалы по факту обнаружения незаконной рубки, повреждения и уничтожения зеленых насаждений, включая произведенный расчёт, направляются в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.

5.В каждом случае, когда сумма причинённого ущерба, рассчитанного в соответствии с Порядком составляет менее 5 тыс. руб., надлежит инициировать процедуру привлечения виновного лица к административной ответственности.

6.Вести учёт направленных в правоохранительные органы материалов по фактам незаконных рубок, повреждения и уничтожения зеленых насаждений.

7.Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

8.Контроль за выполнением настоящего постановления возлагаю на себя.

 

Глава администрации

гп Туманный Кольского района В.Е. Кривец

 

Утверждено:

Постановлением администрации

гп Туманный Кольского района

от 22.01.2024 № 10

Порядок расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района

1.Вред, причиненный несанкционированной рубкой (сносом), повреждением и уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению в размере восстановительной стоимости зеленых насаждений.

2.Порядок расчета и оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории муниципального образования гп Туманный определяет порядок исчисления размера затрат на воспроизводство (посадку) зеленых насаждений в результате несанкционированной рубки (сноса) повреждения и уничтожения зеленых насаждений зеленых насаждений, произраставших на территории муниципального образования гп Туманный , а также порядок оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории муниципального образования гп Туманный .

3.В настоящем Порядке используются следующие понятия:

- зеленые насаждения – совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений, произрастающих на определенной территории;

- восстановительная стоимость за вынужденную вырубку (снос) зеленых насаждений (далее – восстановительная стоимость) – сумма затрат, которая требуется для создания (воспроизводства) зеленых насаждений, аналогичных незаконно снесённым насаждениям, в соответствии с текущими ценами;

- незаконная рубка зеленых насаждений - снос зеленых насаждений в отсутствие разрешительных документов, предусмотренных Правилами благоустройства территории муниципального образования городского поселения Туманный Кольского района;

- повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, не влекущее прекращение роста (повреждение ветвей, корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности напочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в корневой системе вредными веществами, поджог и иное причинение вреда);

- уничтожение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу, корневой системе растений, влекущее прекращение роста.

4.Определение восстановительной стоимости зеленых насаждений производится, основываясь на нормативных затратах на их создание и содержание с применением соответствующих утвержденных коэффициентов. Коэффициент перевода в текущие цены подлежит пересмотру не реже, чем 1 раз в 2 года.

5.Расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений производится по элементам озеленения отдельно для деревьев, кустарников, газонов и клумб (цветников). Восстановительная стоимость зависит от ценности породы, возраста, состояния растения, затрат на приобретение и выращивание посадочного материала и текущий уход.

6.Стоимость зеленых насаждений за 1 штуку (за растение высотой 2 м для дерева, 0,5 м для кустарника и за устройство 1 м² для газона и клумб) приведены в таблице № 1.

7. Расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений производится по следующей формуле: Св = (Сзн + Зп + Зу) x Ки x Кзн x Ксост x 5 x N, где:

Сзн - стоимость зеленых насаждений за 1 штуку (согласно таблицы № 1);

Зп - единовременные затраты на услуги по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и клумб, которые включают в себя подготовку территории, транспортные расходы и непосредственно посадку зеленых насаждений (таблица № 2);

Зу - периодические затраты по уходу за деревьями и кустарниками, газонами и клумбами (используются подтверждающие документы - счетфактура на оплату работ, акт сдачи-приемки работ);

Ки - коэффициент инфляции в Российской Федерации, рассчитываемый на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики, в долях;

Кзн - коэффициент, учитывающий размещение зеленых насаждений на территории города (таблица № 3);

Ксост - коэффициент состояния зеленых насаждений (таблица № 4);

5 - пятикратный коэффициент за несанкционированный снос зеленых насаждений;

N - количество снесенных (уничтоженных) зеленых насаждений (штук, м²).

Округление значения Св производится до целого числа в сторону увеличения.

В случае отсутствия подтверждающих документов - счетов-фактур на оплату работ, актов сдачи-приемки работ по периодическим затратам по уходу за деревьями и кустарниками, газонами и клумбами, значения Зу принимается равным 0.

8.Доля коэффициента инфляции в Российской Федерации рассчитывается по

следующей формуле: Ки = (И + 100) / 100, где И - годовая инфляция в процентном соотношении.

9.Общая восстановительная стоимость зеленых насаждений складывается из рассмотренных видов снесенных (уничтоженных) деревьев, кустарников, газонов и клумб и определяется суммированием стоимости по каждому элементу расчета.

10. При наличии в администрации городского поселения Туманный материалов

инвентаризации зеленых насаждений расчет стоимости зеленых насаждений на рынке посадочного материала за 1 штуку (Сзн) и коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) в случае отсутствия порубочных остатков производится на основании данных, указанных в материалах инвентаризации.

11.В случае отсутствия порубочных остатков от сноса зеленых насаждений для определения величин, входящих в формулу расчета восстановительной стоимости, допускается применение материалов, фиксирующих нахождение зеленых насаждений на участке, где в последующем обнаружено их уничтожение и (или) повреждение: фото- и видеосъемка, в том числе размещенные в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», акты ранее проведенных администрацией комиссионных обследований.

Факты изображения зеленых насаждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устанавливаются и актируются специалистами администрации гп Туманный. В акте указывается место и время его составления, фамилии, имена, отчества, должности лиц, составивших акт, адрес страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». К акту прилагаются распечатанные снимки экрана (скриншоты).

12.В случае отсутствия порубочных остатков, высота и коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) принимаются соответственно равными высоте и коэффициенту поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) зеленых насаждений, произрастающих:

- в радиусе не более 20 метров от места уничтожения зеленых насаждений; - в границах одного земельного участка (один кадастровый номер);

-в границах одного земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу.

В случае отсутствия зеленых насаждений, произрастающих на описанные выше территориях высота зеленых насаждений принимается равной 3 метра, а коэффициент поправки на текущее состояние зеленых насаждений (Ксост) принимается равным 1,5.

13.Расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений производится администрацией гп Туманный в течение 5 рабочих дней с момента выявления указанного факта, либо в течение 10 рабочих дней с момента поступления в администрацию информации о факте несанкционированного сноса (уничтожения) зеленых насаждений, произраставших на территории муниципального образования городское поселение Туманный Кольского района.

12. Денежные средства, составляющие восстановительную стоимость, подлежат перечислению в доход бюджета муниципального образования городского поселения Туманный Кольского района в течение 30 дней с даты получения требования об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений.

13. В случае неисполнения требования об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений в указанный срок уполномоченное подразделение администрации муниципального образования обращается в суд о взыскании восстановительной стоимости.

14. Средства от оплаты восстановительной стоимости, перечисленные в доход бюджета муниципального образования, используются в целях озеленения территории муниципального образования городское поселение Туманный .

15. Администрирование доходов, поступающих в бюджет муниципального образования городское поселение Туманный от оплаты восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений, возлагается на уполномоченное подразделение администрации городского поселения Туманный.

 

Таблица № 1. Стоимость зеленых насаждений за 1 штуку

 

№ п/п

Зеленые насаждения

Цена, руб.

1

Деревья хвойные

 

2

Деревья лиственные

 

3

Кустарники хвойные

 

4

Кустарники лиственные

 

5

Газон

 

6

Клумба

 

 

Примечание:

1. За каждые 50 см высоты дерева свыше 1,5 м стоимость растения увеличивается на ____ рублей. При высоте дерева менее 1,5 м за каждые 50 см ниже 1,5 метра стоимость растения уменьшается на ____ рублей.

2. За каждые 0,5 м высоты кустарника свыше 0,5 м стоимость растения увеличивается на ____ рублей.

 

Таблица № 2. Затраты на услуги по посадке деревьев и кустарников, устройству газонов и клумб

 

№ п/п

Услуги по посадке

(устройству) объектов благоустройства

Цена услуги, руб.

1

Деревья, за 1 шт.

 

2

Кустарники, за 1 шт.

 

3

Газон, за 1 м²

 

4

Клумба, за 1 м²

 

 

Таблица № 3. Коэффициенты значимости для различных видов зеленых насаждений

 

п/п

Категории объектов озеленения

Озелененные территории

Коэффициент значимости

(Кзн)

1

Зеленые насаждения общего пользования

Парки, скверы, бульвары, памятники садовопаркового искусства, насаждения вдоль магистральных дорог, особо охраняемые природные территории

3,0

2

Зеленые насаждения ограниченного пользования

Озеленение лечебных, детских, учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, административнохозяйственных и других объектов, вне зависимости от форм собственности на землю

2,0

3

Зеленые насаждения ограниченного пользования

Озеленение внутриквартальное, придомовое, вдоль улиц и дорог местного значения

1,5

4

Зеленые насаждения специального назначения

Санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные, противопожарные зоны, кладбища, насаждения вдоль железных дорог, питомники, дендрарии, оранжерейные хозяйства и иные зоны

1,0

 

Таблица № 4. Коэффициенты поправки на текущее состояние зеленых насаждений

 

п/п

Категории состояния зеленых насаждений

Основные признаки

Дополнительные признаки

Коэффициент состояния

(Ксост)

1

Хорошее (нормально развитые, здоровые)

Деревья и кустарники здоровые с признаками хорошего роста и развития. Листва (хвоя) зеленая блестящая, крона густая, без повреждений

Деревья и кустарники с формированными или омоложенными кронами без признаков ослабления

1,5

2

Удовлетворительное (ослабленные)

Листва (хвоя) часто светлее обычного, крона слабоажурная, может быть до 25 % сухих ветвей в кроне

Возможны признаки местного повреждения

ствола

(незначительные обдиры, морозобойные трещины), усыхание отдельных ветвей в кроне

1,0

3

Неудовлетворительное (угнетенные)

Листва мельче или светлее обычной, преждевременно опадает, хвоя светлозеленая или сероватоматовая. Крона ажурная, изрежена, листья (хвоя)

сохранены или частично осыпались. Отмечается суховершинность. Сухих ветвей в кроне до 50 - 75 %. Наблюдается сокотечение и наличие волчковых побегов

Механические повреждение ствола, корневых лап, ветвей, объедание хвои. Часто признаки заселения стволовыми вредителями (входные отверстия, насечки, буровая мука и опилки, насекомые на коре, под корой и в древесине, наличие вылетных отверстий) и поражения грибными заболеваниями

0,5

 

Примечание:

Коэффициент качественного состояния газона и клумб во всех условиях приравнивается к 1.

Коэффициент качественного состояния зеленых насаждений приравнивается к 1,5 при условии невозможности его определения (отсутствия зеленых насаждений или их порубочных остатков).

Пояснительная записка к нормативному правовому акту

«Об утверждении Порядка расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений на территории муниципального образования»

Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ муниципальных нормативных правовых актов по вопросам возмещения ущерба, причинённого зеленым насаждениям, произрастающим в границах конкретного муниципалитета и подведомственной территории, по итогам которого установлены следующие недостатки нормативно-правового регулирования.

Статьей 8.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Частью 1 ст. 260 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере.

Согласно примечанию к ст. 260 УК РФ, значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 15, 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее – ПП ВС РФ) предметом преступлений, предусмотренных статьей 260 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья).

Под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы,

договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки.

Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов.

При этом, в силу пункта 22 ПП ВС РФ основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Таким образом, совершение административного правонарушения, либо уголовного преступления формально разграничивается по размеру причинённого насаждениям ущерба.

По указанной причине правильность и своевременность расчёта ущерба, причинённого зеленым насаждениям, играет существенную роль в вопросах квалификации противоправного деяния лица.

В соответствии с частью 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Указанный документ устанавливает порядок возмещения вреда, причиненного лесным насаждениям, произрастающим на лесном фонде вследствие нарушения лесного законодательства, и включает в себя таксы и методику возмещения такого вреда.

При этом, в случае рубки насаждений, произрастающих в границах конкретного муниципалитета, расчёт ущерба производится на основании методики, утвержденной администрацией конкретного муниципального образования, в границах которого произведена незаконная рубка.

Правовые основы возмещения ущерба закреплены в ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 61 Закона зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153.

Раздел 6 указанных правил посвящен вопросам охраны насаждений озелененных территорий и включает в себя запрет юридическим и физическим лицам на самовольную вырубку деревьев и кустарников, устанавливает правовые основы для взыскания ущерба за незаконную рубку или повреждение деревьев, произрастающих в населенных пунктах.

В постановлениях некоторых муниципальных образований Мурманской области по вопросам получения разрешения на вырубку зеленых насаждений, имеются разделы, посвященные расчёту ущерба при незаконных рубках, повреждении и уничтожении зеленых насаждений.

Вместе с тем, в значительном количестве муниципальных нормативных правовых актов отсутствует дифференциация (повышающий коэффициент) при расчете компенсационной стоимости ущерба за вынужденную рубку насаждений (при производстве различных видов работ, в случаях ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций) и незаконную рубку насаждений.

В отдельных муниципалитетах региона нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расчёта ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений, до настоящего времени отсутствуют.

 

Дата создания: 24-01-2024
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.