11 января 2019
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
1 января 2019 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вносимые Федеральными законами от
Целью введения маркировки служит: для государства - эффективное противодействие незаконному обороту промышленной продукции, увеличение доли легальной продукции на рынке, рост собираемости таможенных и налоговых платежей; для бизнеса - сокращение конкуренции со стороны недобросовестных участников рынка; для потребителей - возможность проверить легальность товара, с помощью специального бесплатного мобильного приложения.
Также с 1 января 2019 года начинает действовать перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
На основании этого распоряжения обязательная маркировка средствами идентификации вводится в отношении:
Кроме того, 1 марта 2019 года вступают в силу изменения в статью 18 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (Федеральный закон от 29.07.2018 № 272-ФЗ), согласно которым в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, с 1 марта 2019 года табачная продукция (папиросы и сигареты) отечественных и иностранных производителей, которая продается в России, будет подлежать новой обязательной маркировке. Т.е, с указанной даты в России смогут находиться в обороте только те табачные изделия, которые идентифицированы. Непромаркированная продукция будет считаться контрафактом.
Для справки:
За продажу табачных изделий без маркировки юридическому лицу грозит штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб. (ИП - 10-15 тыс. руб.) и конфискация этих товаров (ст. 15.12 КоАП РФ).
В 2018 году проходил правительственный эксперимент по маркировке табачной продукции иными средствами идентификации, к которому по собственной инициативе подключились более 95 % производителей табачной продукции, включая импортеров.
В ходе эксперимента производители наносили на пачку сигарет сгенерированный специальными средствами цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате DataMatrix), с помощью которого прослеживался путь пачки от производителя до потребителя. Таким образом, контролирующие госорганы получали доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, а также к данным о сгенерированных кодах и их передвижениях. Основной целью эксперимента являлось повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта.
Несколько слов о средствах идентификации.
Для маркировки табака и отслеживания табачной продукции используется простой, недорогой и быстрый в производстве цифровой штрихкод — DataMatrix. Это небольшой двухмерный код, который легко наносится на пачку и считывается 2D-сканером. В целом система работает так же, как и ЕГ АИС для алкоголя.
Обеспечивать общее функционирование системы идентификации товаров, выдавать коды для табачной продукции будет единый федеральный Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). К его базам будут подключаться все заинтересованные стороны:
Средства идентификации — уникальные двухмерные коды DataMatrix наносят на пачку, блок, коробку при производстве. Официальное наименование кодов - контрольные идентификационные знаки (КиЗ). Код маркировки является уникальным, используется однократно и после вывода товара из оборота код уничтожается. Повторное его использование не допускается.
КиЗ состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки.
Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара.
Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:
Методические рекомендации по правилам работы в системе маркировки табачных изделий были утверждены Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 25 декабря 2017 года. Согласно им:
Считываются коды при помощи специального сканера штрихкодов, который необходимо будет приобрести хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями.
За дополнительными консультациями в Мурманской области по вопросам, связанным с требованиями к оборудованию, можно обращаться в ООО «Инженерно-техническая фирма», г. Мурманск, пер. Терский, д. 13, тел. (8152) 45-90-45,https://itfirm.ru.
Более подробную информацию о нововведениях в вопросах маркировки и реализации табачной продукции с 1 марта 2019 года можно будет узнать во время проведения открытого вебинара16 января 2019 года в 10-00 часов на тему «Национальная система маркировки. Маркировка табачной продукции в 2019 году», для участия в котором необходимо зарегистрироваться по адресу в сети интернет https: //лекции .честныйзнак.рф/module/translacia-2.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.